В соответствии с действующим законодательством выполнение той или иной деятельности в охранной зоне линий электропередачи требуется урегулировать с сетевой компанией – владельцем энергетического объекта.
В такую деятельность входят и строительство или восстановление жилого объекта в Омске на участке территории, местоположение которой всецело либо частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства.
Зайдя на «Официальный интернет-портал правовой информации», все могут увидеть опубликованное Постановление Конституционного Суда РФ от 13 октября 2022г. №43-П/2022.
➤ ПРАКТИКА:
✔ Разбиралось дело собственника участка К., который подал в администрацию уведомление о имеющемся в плане строительства садового жилого строения на зарегистрированной на него территории с видом разрешенной эксплуатации «для садоводства», однако находящейся своей большей частью в пределах охранной зоны линии электропередачи.
После разбирательства по обращению было вынесено обратное уведомление о невозможности расположения объекта строительства, т.к. у гражданина К. не было соглашения на это строительство с владельцем линии электропередачи. Далее электросетевая организация отказала в регулировании намечаемого строительства.
Конституционный Суд установил, что территориальная администрация, имеющая полномочия на изучение обращений граждан о выдаче разрешения на строительные работы или уведомления о запланированном строительстве или капитальном ремонте, обязана лично связываться с сетевой организацией (СО) для получения согласования. Если будет получен отказ, то его должны обосновать конкретной предотвращаемой опасностью для объектов электросетевого хозяйства (ОЭХ), жизни, здоровья, собственности юридических или физических лиц.
В постановлении довольно развернуто и просто изложено, что представляет собой охранная зона и каков алгоритм регулирования с эксплуатирующими компаниям. Ради интереса советуем прочитать.
Напоминаем, что в Постановлении Правительства РФ от 24 февраля 2009г. №160 установлены Правила определения охранных зон ОЭХ и специальных условий эксплуатации территорий, находящихся в пределах данных зон (Правила).
✔ Подпункт «а» пункта 10 Правил говорит, что в границах охранных зон, не имея письменного решения о регулировании СО юридическим и физическим лицам, запрещены строительство, капремонт, реконструкция либо демонтаж объектов.
На деле такое согласование могут запросить в ответ на отправку уведомления о запланированном строительстве жилого либо садового объекта.
Но на данное время имеет силу положение Земельного кодекса, соответственно с которым в согласовании размещения в пределах ЗОУИТ нет необходимости кроме ситуаций расположения в пределах придорожных полос и приаэродромных земельных участков до установления подзон (п.3 ст.106 Земельного кодекса РФ, п.46 ст.26 Федерального закона №342-ФЗ от 03 августа 2018г.).
➥ По результатам рассмотрения дела Конституционный суд постановил:
Правоприменительные решения по делу собственника участка К., принятые в соответствии пп. «а» п.10 Правил должны быть пересмотрены в утвержденном порядке, если для этого не существует других препятствий.
Признать пп. «а» п.10 Правил, соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой:
✔ 1. его применение в существующем порядке правовой регуляции к отношениям, касающихся строительства либо восстановления объектов на участке территории, месторасположения которой всецело либо частично находится в пределах охранных зон ОЭХ, представляется временной мерой до ввода в действие соответствующих положений об охранных зонах ОЭХ;
✔ 2. получение физическим или юридическим лицом, запланировавшим строительство либо ремонт объекта (девелопером) на участке территории, месторасположения которой всецело либо частично находится в пределах охранных зон ОЭ, заблаговременного решения на бумажном носителе о регулировании этих действий, отвечающих СО, не присутствует в списке обязательных условий отправки девелопером заявления о выдаче разрешения на строительство либо уведомления в территориальную администрацию о запланированном строительстве либо восстановительных работах объекта;
✔ 3. после принятия территориальной администрацией к проверке заявления девелопера о получении разрешения на строительство либо уведомления о запланированном возведении либо восстановительных работах этот орган власти, если необходимо получить решение о регулировании этих процессов, лично обращается к СО за выдачей данного решения; в то же время нормативно утвержденный период выдачи разрешения на строительство либо направления территориальной администрацией обратного уведомления девелоперу увеличивается на нормативно утвержденный период изучения СО уведомления о регулировании строительства либо восстановительных работ объекта; к тому же, предписание о том, что неотправка территориальной администрацией в нормативно установленный период уведомления о расхождении с указанными в уведомлении о запланированном строительстве либо восстановительных работах характеристик персонального жилого дома либо садового дома утвержденным характеристикам и (или) о невозможности их расположения на территории расценивается, как согласование этими структурами строительства или реконструкции персонального жилого дома либо садового дома, в данной ситуации не используется;
✔ 4. отказ СО в регулировании запланированных возведении либо восстановительных работах объекта может быть разъяснен лишь указанием на реальную устраняемую этим отказом опасность для ОЭХ, жизни, здоровья, собственности юридических либо физических лиц; такой отказ не запрещает девелоперу отправить новое уведомление после того, как положение об охранных зонах объектов электроэнергетики, принимаемого Правительством Российский Федерации вступит в силу;
✔ 5. разрешение на строительство либо обратное уведомление о согласии прописанных в уведомлении о запланированных возведении либо восстановительных работах объекта установленным характеристикам и (или) о возможности расположения объекта на участке территории, местоположение которой всецело либо частично в охранной зоне ОЭХ, отправленное девелопером до вступления в силу нового положения об охранных зонах объектов электроэнергетики, принимаемого Правительством Российский Федерации, не будет аннулировано после вступления в силу этого положения;
✔ 6. при подаче апелляции в суд девелопером на отказ в регулировании СО строительства либо восстановительных работ объекта на участке территории, местоположение которой всецело либо частично в охранной зоне ОЭХ, в том числе при подаче апелляции в суд девелопером на полученный им отказ в выдаче разрешения на строительство либо обратного уведомления территориальной администрации о различии прописанных в уведомлении о намечающемся строительстве либо восстановительных работах объекта характеристиках объекта определенным характеристикам и (или) о невозможности расположения объекта на участке территории, местоположение которой всецело либо частично в охранной зоне ОЭХ, с учетом отказа в регулировании СО суд обязательно будет обстоятельно определять причины этого отказа, не довольствуясь лишь условиями соблюдения процесса и рамками нормативных требований получения решение СО о регулировании.
Обратите внимание на важные моменты:
- ➤ Граждане, получившие решение о регулировании строительства или восстановительных работах жилого объекта в Омске на участке территории, местоположение которой всецело либо частично в охранной зоне ОЭХ, должны соблюдать условия, гарантирующие безопасность для объектов электросетевого хозяйства.
- ➤ Согласование пределов участков территории в охранных зонах ЛЭП – это результат эксплуатации без риска для собственников территорий и окружающих, в том числе безаварийное использование линий электропередачи.
- ➤ Причинение ущерба ОЭХ приводит к административной ответственности согласно существующим законам, а компенсация ущерба, связанного с разрушением, и расходов на ремонт данного объекта считается обязательством нарушителя.
Специалисты нашей организации «Кадаструс» осуществят требуемые регулирования для разрешения строительства или восстановительных работ жилого объекта на участке в Омске, местоположение которого всецело либо частично в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства.
Помощь специалиста в процессе регулирования увеличивает шансы на принятие решения в вашу пользу. Обсудить, как лучше поступить именно в вашем случае, вы можете на консультации с экспертом «Кадаструс».